Страница обновлена 27.07.2017
Организация работы с семьями воспитанников
 
«Родители являются первыми педагогами.
Они обязаны заложить основы физического, нравственного
и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
·            Статья 18 Закона Российской Федерации об образовании.
 
В семье на смену авторитету родителей на основе того, что они являются родителями приходит авторитет личности родителей.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику ребенка, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей.
 
В целом современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное. Родители, не владея в доста­точной степени знанием возрастных и инди­видуальных особенностей ребенка, его разви­тия, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Современная семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это обусло­влено увеличением числа малообеспеченных семей, миграцией семей, в том числе за пределы государства, ухудшением состояния здоровья населения, изменением тради­ционных ролей членов семьи, особенно женщин, ростом количества неполных семей. Следовательно, семье требуется систематическая квалифицированная помощь со стороны специалистов.
Данная помощь обоснована также и тем, что именно в семье ребенок усваивает те ценности, которые являются основой формирования его индивидуальной системы ценностных ориентаций, той системы, которая либо обеспечит процесс адекватной адаптации ребенка в различных микросредах и обществе в целом, либо приведет к его дезадаптации.
 
 Свободное развитие личности ребенка является одним из приоритетных принципов образовательной политики Российской Федерации. Позитивное решение проблем, отвечающих интересам детей, их личностному развитию, формированию адекватной индивидуальной системы ценностных ориентаций возможно лишь там, где объединяются, профессиональные усилия с усилиями родительской общественности, осуществляется помощь в их культурном и духовном развитии, содействие укреплению взаимопонимания родителей и детей.
 
Цель работы с родителями в учреждении:  создать условия для активного включения родителей в совместную с детьми деятельность, деятельность в сфере досуга, совместного проведения праздников, в сфере здоровья и общения, в сфере педагогического просвещения родителей.
Задачи работы с родителями:
1. Формирование активной педагогической позиции родителей.
2. Вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями.
3.Формирование опыта гуманных эмоционально-нравственных отношений в семье.
 
Концептуальные подходы.
Семья один из основных институтов социализации растущего человека. Работа с семьей осуществляется на основе вариативного подхода, сущность которого заключается в том, что в процессе организации работы с семьей используются те психолого-педагогические средства и методы, которые позволяют оптимально решить проблемы именно данной конкретной семьи.
Нет универсальных средств, которые будут эффективны и действенны в работе с различными семьями. Каждая семья уникальна, как уникальны должны быть пути решения возникающих в семье проблем.
 
Главные функции семьи:
Воспитательная, оздоровительная, духовно-нравственная, познавательно-образовательная, бытовая, трудовая, охраннозащитная, культурно-просветительная, досуговая, творческая, стимулирующая самостоятельный опыт личности.
Основными компонентами семейного воспитания является климат в семье (традиции, уют, отношения), режим семейной жизни, содержание деятельности родителей.
 
Организация взаимодействия семьей предполагает:
1. Изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей.
2. Психолого-педагогическое просвещение семьи.
3. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
4. Ознакомление родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса.
5. Анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности.
Главными задачами семейного воспитания мы считаем:
1. Гармоничное развитие ребенка.
2. Заботу о здоровье детей.
3. Помощь в учебе.
4. Трудовое воспитание.
5. Помощь в социализации растущего человека.
6. Развитие навыков самовоспитания и саморазвития.
7.Подготовка ребенка к жизни через формирование установки на восприятие ограничений, привнесенных в его жизнь болезнью, как особого образа жизни.            
Взаимодействие с родителями строится на реализации специалистами учреждения следующих функциях:
1. Информационная.
2. Воспитательно-развивающая.
3. Охранно-оздоровительная.
4. Просветительская.
 
Принципы организации работы с семьей.
Целесообразность: соответствие цели и действий, направленных на ее реализацию.
Личностный  подход: воспитание, становление и развитие личности – главный приоритет в работе с семьей.
Совместная деятельность: в процессе совместной деятельности ее участники получают возможность лучше узнать друг друга, сблизиться, приобретают опыт общения.
Творческая деятельность: творчество как одна из форм самовыражения личности.
Событийность: наличие ярких запоминающихся событий, творцами и участ­никами которых являются участники совместной деятельности.
Природосообразность: деятельность строится с учетом индивидуальных биологических, психологических, психических особенностей детей и взрослых.
Культуросообразность: формирование личности через познание и усвоение национальной, материальной и духовной культуры в сравнении с мировой.
Эстетизация: совершенствование этико-эстетического направления, соответствие формы содержанию.   
Принцип взаимовлияния личностей: нельзя воспитывать, не воспитываясь.